Войти
Закрыть
заполнить — поля, обязательные для заполнения
Регистрация Закрыть
заполнить — поля, обязательные для заполнения
пол

профиль
Форум
Помощь
Календарь беременности
с 1 по 16 неделю
с 5 по 9 месяцев

Играем и проверяем

Автор: Мамуля

Играем с ребенкомИнтеллектуальная готовность к школьному обучению — способность логически мыслить, находить связи между явлениями, умение воспроизводить образец, а также хорошее развитие речи и мелкой моторики.

Для проверки интеллектуальной зрелости проведите три тестовых пробы.

ИНОПЛАНЕТЯНИН

Скажите ребенку: «Предлагаю тебе интересную игру. Давай представим, что я инопланетянин и ничего не знаю о жизни на Земле. Первый человек, которого я встречаю здесь, — это ты. И я задаю тебе разные вопросы. Постарайся рассказывать подробно, мне так хочется все узнать». Приготовьте бумагу и ручку для того, чтобы фиксировать ответы ребенка. Объясните, что инопланетянин будет делать записи в блокноте. Вернувшись, он напишет статью о Земле для самой главной газеты своей планеты. Слушайте внимательно, выказывайте заинтересованность, но не задавайте наводящих вопросов. Вопросы:

На чем люди могут передвигаться?

Для чего нужен телефон?

Чем день отличается от ночи? Оцените отпеты на каждый из вопросов:

односложный, содержательно бедный ответ («На машинах». «Чтобы звонить», «Ночью темно, а днем светло») —1 балл;

ответ длинный, но неполный, есть повторения («На машинах, грузовиках, автобусах, мотоциклах», «Чтобы разговаривать с бабушкой, с дедушкой», «Днем светло, можно гулять, смотреть телевизор, а ночью темно, надо спать») — 2 балла;

ответ развернутый, разноплановый но содержанию («На машинах, самокатах, роликах, самолетах, вертолетах, теплоходах и др.», «Для того чтобы звонить кому-то, кто далеко находится, и общаться с ним, еще что-то нужное узнают по нему, например в какое время доктор работает», «Днем на небе солнце, а ночью оно садится за горизонт, становится темно и холодно» и т. п.) — 3 балла.

КОПИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ

Напишите на чистом листе бумаги письменными буквами английские слова primary school. Попросите ребенка внимательно рассмотреть и нарисовать то, что он видит, на таком же листе бумаги. Рисовать надо простым карандашом.

нечитаемые каракули —0 баллов;

1-3 буквы полностью совпадают с образцом —1 балл;

4-6 букв полностью совпадают с образцом - 2 балла;

7-9 букв полностью совпадают с образцом —3 балла;

словосочетание легко читается, то есть все или почти все буквы скопированы правильно, - 4 балла.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Сядьте или встаньте напротив ребенка. Между вами не должно быть никаких препятствий. Спросите: «Где у тебя правая рука? А где левая?» Поправьте в случае ошибки.

«Где правая рука у меня? А где левая?»

Оцените результаты игры:

ошибки при ответе на оба вопроса —0 баллов;

правильный ответ на первый вопрос, ошибка в ответе на второй —1 балл;

правильный ответ на все вопросы —2 балла.

Суммируйте баллы, полученные за задания всех тестовых проб.

1 -3 балла —низкий уровень интеллектуальной

готовности к школьному обучению.

4-6 баллов —средний уровень интеллектуальной

готовности к школьному обучению.

7-9 баллов —высокий уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Волевая готовность к школьному обучению — умение сдерживать непосредственные желания, подчиняться правилам и долгое время выполнять непривлекательное задание.

Проведите небольшой эксперимент. Вам понадобятся телевизор, чистый нелинованный лист бумаги и карандаши (фломастеры) не менее 12 цветов. Предложите ребенку поиграть В необычную игру: он должен как можно ровнее написать цифры от 1 до 10, обязательно каждую новым цветом. Если не умеет писать цифры, путь нарисует треугольники, цветы и т. п. При этом в комнате будет работать телевизор, но смотреть на него нельзя, нужно работать не отрываясь. Скомандуйте «Начали!», убедитесь, что ребенок начал рисовать, и включите телевизор. Пощелкайте ПО каналам, но не останавливайтесь на мультфильмах.

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка.

Запомните, сколько раз он отвлекся от работы и взглянул на экран.

Оцените волевую готовность:

более одного отвлечения — низкий уровень;

одно отвлечение — средний уровень;

ни одного отвлечения — высокий уровень.

ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению — это осознанное желание стать учеником и получить новые знания.

Предложите ребенку рассмотреть любой рисунок про школу и дать его словесное описание. Обсудите, где находятся дети, чем занимается каждый из них, что за урок идет, кем является взрослый и т. д. Скажите: «Представь себе, что ты один из учеников в этом классе. Покажи, кто из этих детей — ты». После того как ребенок выберет, спросите у него: «А почему?» Проанализируйте ответы ребенка. Если он затрудняется при выполнении задания, не может внятно описать рисунок или однозначно выбирает ученика, не включенного в учебный процесс (играющего, спящего или дерущегося), можно говорить о низкой мотивационной готовности к обучению. У такого ребенка нет истинных представлений о школе, он не чувствует интереса и потребности в обучении.

Если ребенок может правильно описать хотя бы часть рисунка или выбирает ученика, занятого учебой, объясняя это тем, что хочет узнать что-то новое И Т. п., можно говорить о высокой мотивационной готовности к обучению.

Социальная готовность к школьному обучению — желание и умение взаимодействовать со сверстниками, а также способность обучаться в коллективе.

Внимательно прочтите приведенные ниже утверждения. Отметьте те, что справедливы по отношению к вашему ребенку.

Мой ребенок...

легко вступает в контакт с незнакомыми детьми;

привык соблюдать режим дня;

редко дерется;

охотно включается в новые для себя игры;

имеет друзей;

может сам организовать игру со сверстниками;

способен ждать, не теребя взрослого, пока тот обратит на него внимание;

редко обижается;

обращается к незнакомым взрослым на вы;

разговорчив;

охотно участвует в многолюдных мероприятиях;

вызывает симпатию у других детей;

не отказывается участвовать в соревнованиях;

может спокойно ждать своей очереди в игре;

пытается решить конфликтную ситуацию без участия взрослого;

посещает (посещал) дошкольное учреждение (детский сад, школу раннего развития).

За каждое отмеченное утверждение —1 балл.

Суммируйте полученные баллы и оцените уровень социальной готовности: 13-16 баллов — высокий уровень; 8-12 баллов — средний уровень; 0-7 баллов — низкий уровень.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

После выполнения всех заданий теста совместите полученные результаты и сделайте вывод об уровне школьной зрелости ребенка.

Если тест показал, что все компоненты готовности к обучению находятся на высоком уровне, скорее всего, адаптация ребенка к школе пройдет успешно. Если результаты теста неровные (есть высокие, средние и даже низкие показатели), можно сделать вывод о частичной готовности к обучению. В таком случае родителям нужно воспитывать в ребенке те качества, которые еще недостаточно развиты.

У детей, показавших несколько низких и средних результатов, но ни одного высокого, самая неблагополучная ситуация. Им требуются систематические занятия.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Рекомендации родителям

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

Регулярно просите пересказывать сюжет увиденного мультфильма или услышанной сказки. Время от времени играйте в «Инопланетянина» (см. тест). Меняйтесь с ребенком ролями. Побуждайте ребенка к складыванию пазлов, мозаики, к конструированию.

Подберите и систематически выполняйте упражнения, направленные на развитие мышления. Это могут быть задания в детских журналах или специальные развивающие пособия для определенного возраста.

ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Чаще устраивайте игры с запрещенным движением или словами (например, «"Да" и "нет" не говорите, черный и белый не носите»). Регулярно давайте задания перерисовать узор, сконструировать или слепить из пластилина фигуру по нарисованному образцу. Следите, чтобы ребенок не оставлял задание недоделанным.

Как можно чаще организуйте совместные игры с жесткими правилами — лото, домино, шашки и т. п. Играйте в «съедобное-несъедобное»: если ведущий называет что-то съедобное, игрок должен поймать мяч если несъедобное —мяч нужно оттолкнуть. Систематически давайте ребенку задания, где нужно четко выполнять инструкции (например, во многих детских журналах печатают рисунки, которые нужно раскрашивать определенными цветами).

АДЕКВАТНАЯ МОТИВАЦИЯ

Систематически играйте в школу, меняйтесь ролями, усложняйте игру.

Не пугайте ребенка школой, не предрекайте ему неуспехи в учебе. Наоборот, создавайте положительный настрой, подчеркивайте, что в школе он узнает много интересного, найдет новых друзей. Выражайте уверенность, что он все сумеет.

Читайте художественную литературу, смотрите детские фильмы о школьной жизни. Обсуждайте прочитанное и увиденное.

Если есть возможность, проведите экскурсию по школе, где ребенку предстоит учиться. Покажите ему классы, рекреацию, столовую, раздевалку и т. п. Рассказывайте о том, как вы пошли в первый класс, о любимых предметах, о своих успехах и неудачах.

СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, учите его считаться с ними.

Побуждайте его выражать свои потребности словами и сдерживать их в случае необходимости. Откажитесь от привычки хвалить ребенка за все его поделки, рисунки И т. п. Время от времени высказывайте обоснованную критику.

Предоставьте максимум самостоятельности в общении с окружающими (естественно, не в ущерб безопасности ребенка). Подталкивайте его к контактам с посторонними людьми, например с продавцами.

Поделиться c друзьями:
загрузка...