Войти
Закрыть
заполнить — поля, обязательные для заполнения
Регистрация Закрыть
заполнить — поля, обязательные для заполнения
пол

профиль
Форум
Помощь
Календарь беременности
с 1 по 16 неделю
с 5 по 9 месяцев

Развитие личности и силы характера в процессе социального обучения

Автор: Мамуля

Развитие личности ребенкаМы уже говорили о потребности ребенка в чувстве собственной компетенции, об этой очень сильной потребности, которая проявляется в ребенке, научившемся ходить и манипулировать окружающими его предметами. Эта потребность в компетенции проявляется и в таком всем известном явлении, когда ребенку хочется участвовать в той работе, которую выполняют взрослые, в стремлении самостоятельно заниматься не только игрушками, но и предметами, относящимися к миру взрослых.

Поведение родителей, связанное с их отношением к потребности детей в компетентности, психологи называют стимулированием компетенции. Родители очень по-разному относятся к стремлению детей действовать самостоятельно. Если рассматривать крайние случаи, оставаясь при этом в пределах реального, то можно говорить о том, что отношение родителей к проявлениям детской самостоятельности бывает или подбадривающим, разрешающим, или запрещающим. Б первом случае стимулирование компетенции будет положительным, во втором - отрицательным.

Все это можно прекрасно наблюдать в повседневной жизни. Например, мать моет посуду, и к ней пристает дочка: «Мама, я тоже хочу мыть!» Мать девочки может поступить двояко. Она может надеть на нее фартук и разрешить ей повозиться с посудой, отдавая себе отчет в том, что 1-тарелки или стакан могут стать жертвой этой операции. В этом случае мы имеем дело с положительным стимулированием компетенции. Но у родителей есть и второй вариант действий: мать может запретить девочке участвовать в мытье посуды, мотивируя отказ тем, что «ты еще маленькая и не умеешь это делать, иди лучше поиграй с медвежонком». В этом случае стимулирование компетенции носит отрицательный характер.

В положительном стимулировании компетенции ребенок обнаруживает для себя следующее содержание (можно сказать, «информацию»): «ты тоже можешь это сделать, ты ловкий и умный, я верю в тебя и считаю, что ты можешь мне помочь».

Содержание отрицательного стимулирования компетенции: «ты еще маленький и ничего не умеешь делать; я не уверен в тебе; я не считаю, что ты способен это сделать самостоятельно или помочь».

Характер стимулирования компетенции в отдельных семьях полностью зависит от позиции родителей. Есть семьи, в которых детям предоставлена возможность действовать самостоятельно, раскрепощенно, весело, но мы знаем и другие семьи, где каждый шаг ребенка наталкивается на запрет или предупреждение: «Нельзя! Осторожно! Смотри! Не урони!» и т. п.

Мы знаем, что ребенок в очень большой степени зависит от окружения и не является самостоятельным, независимым существом ни по интеллекту, ни по духовному миру, ни в социальном отношении. Именно поэтому для него очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что о нем думают родители. Если родители многократно высказывают свое мнение о ребенке, со временем он и сам начинает считать себя таким, каким его видят окружающие. Отсюда легко понять, что у ребенка, встречающегося с положительным характером стимулирования компетенции, постепенно будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как под влиянием отрицательного характера стимулирования компетенции уверенность в себе теряется или вообще не вырабатывается.

В конечном счете в одном случае у ребенка формируется положительное мнение о себе, он считает себя сообразительным, самостоятельным, чувствует, что родители ему доверяют, в другом же случае у ребенка складывается отрицательное впечатление, он считает себя неполноценным и страдает от этого ощущения. Таким образом, под влиянием положительного и отрицательного стимулирования компетенции у ребенка вырабатывается соответствующее мнение о себе.

Но здесь этот процесс не заканчивается. Если ребенок имеет о себе положительное мнение, в его сознании это преломляется следующим образом: если я способен действовать самостоятельно и взрослые мне доверяют, то, следовательно, я могу оценивать свое поведение и поступки.

Естественно, все это происходит не в форме сознательного монолога, но в данном случае нам представляется оправданным такое упрощенное толкование спонтанного психического процесса.

Отсюда понятно, что ребенок, встречающийся только с отрицательным характером стимулирования компетенции, и соответственно, имеющий о себе отрицательное мнение, позднее не будет чувствовать себя способным самостоятельно оценивать собственные действия, поведение.

В конечном счете у ребенка с положительным мнением о себе этот процесс приводит к формированию чувства ответственности за собственные действия, стремлению к внутреннему самоконтролю. В обратном случае вырабатывается стремление перекладывать ответственность на плечи других и вместо самоконтроля ребенок следит за реакцией окружающих.

Последствия этого процесса мы нередко наблюдаем и у взрослых людей. Например, встречаются люди с развитым чувством ответственности за свои действия, с собственным мнением, независимые, но есть и ведь совершенно другая категория людей, для которых самое важное - мнение окружающих. Такие люди пытаются избежать ответственности любого рода, во всех неудачах обвиняют кого угодно, но не себя или ищут оправдание в каких-то причинах строго объективного характера.

Таким образом, мы подошли к закономерному финалу этого процесса, проявляющемуся во взрослые годы: из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущающая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве.

Следует отметить, что зависящий от окружения, требующий постоянной помощи, несамостоятельный ребенок поначалу может быть и «приятным» для взрослых, потому что такие дети послушны, уступчивы и вообще «с ними мало забот». И тем не менее родители таких детей нередко бывают удивлены, когда, став подростками, эти ребята, например, попадают в плохую компанию. В таких случаях родители обычно с недоумением говорят себе или психологам: «Я не могу себе представить, что с ним произошло, почему он так изменился. Раньше это был послушный, хороший ребенок, а теперь он попал в плохую компанию и делает ужасные вещи».

На самом деле ребенок совершенно не изменился. Он и сейчас уступчивый, хороший мальчик, но только подчиняется он теперь не родителям, а главной фигуре в компании. И именно потому, что ему всегда нужны внешний контроль и зависимость от кого-то, он беспрекословно подчиняется этому вожаку, выполняет все его приказания.как раньше подчинялся воле родителей. Именно в связи с отсутствием уверенности в тебе, неспособностью контролировать и критически оценивать свои поступки такой ребенок подвержен опасности вовлечения в плохую компанию. Вырастая из того возраста, когда он по-детски подчинялся воле родителей, ребенок ищет для себя другую руководящую «власть», которой нередко может стать и какая-либо антисоциальная группа.

Каким же образом можно более или менее точно оценить веру ребенка в себя? Один из возможных путей заключается в определении следующих черт личности:

- целеустремленность,

- терпение или способность переносить отсрочку достижения цели,

- способность поиска обходных путей достижения цели

Для ясного понимания сущности этих факторов необходимо подумать вот над чем. Степень развития силы характера наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда стремление человека к достижению определенных целей наталкивается на какое-либо препятствие. Такую ситуацию и связанные с ней ощущения, как уже отмечалось выше, называют фрустрацией. В этом случае слабая личность или отказывается от цели, или переводит решение задачи в сферу эмоций, пытаясь с отчаянием, яростью или агрессией преодолеть препятствие. Человек же с развитой силой характера способен, не отказываясь от цели (целеустремленность), выждать время, более благоприятное для ее достижения (терпение), и искать иные возможности, позволяющие другим путем достичь своей цели, причем таким образом, чтобы его действия не вступали в противоречие с социальными, моральными нормами (поиск обходных путей).

Рассмотрим простой пример. Степе очень хочется иметь магнитофон, но материальные условия семьи таковы, что родители не могут сразу же сделать сыну такой подарок. Можно представить себе, что ребенок с грустью расстается со своей мечтой (отказ от цели). Но бывает и так, что ребенок закатывает истерику, устраивает такие «сцены», что хотя у родителей и нет денег, тем не менее они вынуждены купить магнитофон (перевод в сферу эмоций). Такие варианты решения вопроса характерны для слабых личностей.

Но тот же Степа, если он обладает развитой силой характера, может поступить следующим образом: он решит, что летом устроится на работу, заработает необходимую сумму, на которую и купит магнитофон. Такое решение задачи содержит в себе все три характерных признака развитой силы характера: человек сохраняет свою цель неизменной, дожидается летних каникул и выбирает социально приемлемый путь осуществления своей мечты.

Немаловажно и то обстоятельство, что поиск новых путей предполагает и значительные умственные, интеллектуальные усилия. Таким образом, можно считать, что вследствие постоянной и активной умственной деятельности будет лучше развиваться и интеллектуальный уровень ребенка с сильным характером.

Поделиться c друзьями:
загрузка...